| RSS

Главная

Мой профиль

Регистрация

Выход

Вход

 
...

поиск по магазину


Поиск по разделам
A [38]
B [23]
C [22]
D [21]
E [22]
F [15]
G [6]
H [33]
I [4]
J [0]
K [4]
L [14]
M [11]
N [23]
O [4]
P [12]
Q [0]
R [7]
S [21]
T [15]
U [7]
V [5]
W [17]
X [14]
Y [2]
Z [1]

Каталог

news hard & soft
Game news
Появилась новая информация о грядущем боевике Call of Duty: Modern Warfare 2 – одной из самых ожидаемых игр 2009-го года.
Hard & Soft
Маркетинговая служба компании Dell пожаловалась на завышенную цену операционной системы Microsoft Windows 7
Hard & Soft
Похоже, индустрию электронных развлечений захватывает "контроллерная лихорадка", вызванная успехами Wii и музыкальных игр вроде Guitar Hero.
Game news
Всего пару недель назад Sega утверждала, что разработка Aliens RPG идет полным ходом.
Game news
Компания THQ анонсировала новый бренд Marvel Super Squad. Она рассчитывает основать целую серию игр с таким названием, выпуская по проекту в

поиск

скриншот..

В помощь геймеру..
Indiana Jones and the Emperor's Tomb / часть 2
Emergency 3. Mission: Life
Post Mortem
Дальнобойщики 2 - часть 1
Nancy Drew: The Secret of Shadow Ranch

опубликованно:
Comments: 33
Photo: 130
News: 60
Publisher: 430
Directory: 11

www.gamer-zone.ru

...

Rambler's Top100
Главная » Статьи » Руководства и прохождения : ENG » M

Medieval: Total War / часть 1
Прохождение игры Medieval: Total War

Когда король был уже совсем плох, он подозвал меня к своей постели и сказал: “Я скоро оставлю этот мир. Королевство достанется тебе. Ты смог доказать, что способен управлять государством или хотя бы не развалить его в первый же год,” — он слабо улыбнулся, и его глаза на мгновение блеснули, как встарь. — “Ты оправдал не все мои ожидания, сынок, но ты молод, и у тебя все впереди. По крайней мере, ты уже проявил себя как полководец”.
На этом месте мне — молодому принцу Вильгельму — вспомнился первый бой. Это было очень давно, когда я был еще зеленым и, как говорят, неоперившимся юнцом, и воины перешептывались за моей спиной. Восстание шотландских горцев застало короля за Ла-Маншем, в Нормандии, и бой пришлось принимать мне. Первый бой всегда страшен. Мы стояли на холме, а в нашу сторону шли страшные шотландские горцы с разрисованными лицами. Бог знает, откуда они добыли луки и обстреляли нас. Многие бы полегли, если б я не догадался до этого приказать разредить строй.
Тогда удача не изменила мне — в разгар яростного боя, когда перед натиском горцев наши дрогнули, отряд рыцарей, спрятанный до того в лесу, ударил бунтарям в тыл и смял их. Они бежали, а я с войском преследовал их несколько километров, пока не перебил всех до единого. У одного в кармане я нашел паспорт на имя Уильяма Уоллеса. До чего смешные имена у этих юбочников!
“... Ты найдешь себе хорошую невесту”, — продолжал тем временем отец. — “И продолжишь свой род. Не затягивай с этим, ибо здоровье и сила не вечны.
Расширяй границы, но тщательно просчитывай последствия. Лучше не ссориться с Папой, запомни это. Береги казну, но не будь скупым. Хороший военачальник может спасти тебя не однажды, но не давай никому оспаривать твою власть. Власть... Власть — это не только большая честь для тебя, но и большая ответственность. Пользуйся властью с толком. И помни: жизнь в наше время — это постоянная война, а мир — лишь краткий эпизод между двумя битвами. Это война за христианство и лучшую долю. Это — тотальная война”.
Через неделю я короновался. Что-то будет...


Medieval: Total War — это игра, которая развивает идеи “японизированной” стратегии Shogun: Total War, на этот раз в окружении средневековой Европы. Игра даст вам возможность оказаться в роли средневекового правителя и военачальника. В течение сотен лет вы будете развивать подвластное вам государство, расширять его границы, заключать пакты и вступать в династические браки. И, конечно же, воевать.
Упрощенно говоря, Medieval (далее — MTW) состоит из двух разных игр. Первая — стратегическая — больше всего по геймплею напоминает “Цивилизацию”. Она потребует от вас глубокого планирования и стратегического мышления. Когда же возникает ситуация боевого столкновения армий, игра переходит в тактический режим в реальном времени. Здесь вам понадобится талант полководца, чтобы побеждать в бою. Несмотря на то, что в игре можно использовать автоматический расчет сражений, можно сказать, что тактическая боевая составляющая — это главная изюминка Medieval.
Оба игровых режима тесно связаны и переплетены. События, которые происходят в тактическом режиме, непременно отразятся на стратегическом. Справедливо и обратное правило, и именно поэтому нельзя упускать из виду ни то, ни другое — это грозит поражением.
В этом прохождении вы найдете следующие вещи:
— описание общих принципов игры и интерфейса;
— основные отличия MTW от предыдущих игр серии Shogun;
— правила, рекомендации, советы и подсказки по тактическому бою в MTW (плюс некоторые военные хитрости);
— описание боевых юнитов и способов их применения;
— правила, рекомендации, советы и подсказки по стратегическому планированию в MTW;
— способы применения стратегических персонажей игры (убийцы, принцессы, эмиссары и т.п.);
— древо игровых строений;
— запись наиболее показательных в тактическом плане боев;
— стратегии игры за две цивилизации: Альмохад и Византию.

1. Интерфейс и общие принципы игры

Если вы играли раньше в Shogun, эта игра покажется вам внешне знакомой. Но даже опытным воеводам рекомендуется пройти тактический туториал. Новичкам же вдобавок придется пройти и стратегический (впрочем, он чрезвычайно прост: перетащил мышкой пару фигур, щелкнул по автоматическому расчету боя — свободен).
Сложный и местами запутанный интерфейс MTW, особенно в стратегической части — это то неприятное свойство игры, которое может оттолкнуть игрока. Но если освоиться с ним, проблем в будущем не возникнет. В этом я вам помогу — буду разжевывать.
Рассмотрим основные элементы интерфейса.
Общий вид стратегической части игры представляет собой нечто вроде разложенной на огромном столе карты. Передвигая фигурки мышью, вы осуществляете управление войсками, флотом, специальными юнитами и титулами.
Рассмотрим ее внимательнее. Мы увидим основную карту, мини-карту и информационную панель.
Армии. Армии — это самое главное, что есть на экране! Они выглядят как шахматные фигурки рыцарей с бело-красным флагом. Флаг тут не случайно — уровень красного цвета определяет количество людей в армии: больше красного — больше людей. Отряды можно добавлять в армию, перетаскивая их мышкой. Таким же образом можно разделять и сливать армии и отстранять от командования генералов. Звездочки справа (если есть) обозначают уровень генерала армии. О генералах мы поведем особый разговор, ибо это целая большая тема.
Специальные юниты. Если армия — это как минимум один отряд, то специальный юнит — это всего один человек, который выполняет особые миссии. О них мы также поговорим особо.
Корабли. Что-то вроде специальных юнитов, но обладают капитаном и командой. Их можно объединять во флоты, но иногда лучше этого не делать. Между нами говоря: контроль над морем тоже важен.
Титул выглядит как бумажка на подставке. Не обманывайтесь внешним видом — это не человек. Титулы следует давать в награду генералам; распределение титулов — увлекательное занятие, которое может принести вам много выгоды при правильном использовании. Вообще, не надо стесняться раздавать генералам титулы — как минимум, это положительно влияет на их преданность королю, то есть вам. Как максимум, это может принести весьма неплохую прибыль.
Укрепления. Это может быть просто частокол со срубом, а может быть и неприступный замок с двойным рядом укреплений, который позволит вам выдерживать многолетние осады. При постройке в провинции отрядов они автоматически оказываются в замке (если влезают). Чтобы вывести отряд из замка, надо просто щелкнуть по замку и перетащить нужный отряд с информационной панели (он там появится) на любое место провинции. Потом уже его можно комбинировать с существующей армией.
Мини-карта позволяет вам видеть, в каком месте карты вы находитесь, а также примерно прикинуть, сколько провинций сейчас под вашим контролем. Справа от мини-карты находится выпадающее меню, в котором можно выбрать, какие задачи управления государством будут взяты под ваш контроль, а какие — останутся в ведении AI.
Кроме этого, на карте можно обнаружить порты (с ними нельзя прямо взаимодействовать — они нужны для наглядности) и иногда, в особых случаях, — символы священных войн. О них пока забудьте. Запомните одно — щелкая правой кнопкой мыши по:
— провинциям,
— отрядам,
— генералам,
— специальным юнитам,
— зданиям,
— титулам
— и тому подобному,
вы получаете исчерпывающую информацию по предмету. Поэтому не бойтесь, MTW не оставит вас наедине с этим ужасным интерфейсом.
Информационная панель содержит: справа — информацию о средствах в казне и кнопку конца хода (в отличие от Shogun, здесь один ход — это не три месяца, а год).
В центре панели при выделении армии появляется ее состав. Именно отсюда надо вытаскивать войска в провинцию, чтобы вывести их из состава армии.
Слева — несколько кнопок. Выделяются кнопки “стройки” и “тренировки”. Вы можете строить в провинции различные здания и апгрейды, а с постройкой форта — и тренировать воинов. Для определенных видов отрядов нужны будут определенные здания.
Между этими двумя кнопками — щит. Кликнув на него, вы попадаете на своего короля, где бы он ни был.
Остались пять небольших кнопок сверху. Это:
Армия. Показывает список ваших отрядов.
Союзы/войны. Показывает, кто с кем дружит и кто с кем воюет.
Казна. Бухгалтерский отчет по королевству. По каждой провинции.
Спец. юниты. Здесь отображаются ваши священники, посланники, шпионы и тому подобный полезный сброд.
Наследники. Очень важная кнопка. Вы всегда сможете узнать, сколько вам лет, сколько лет вашим принцам (если их несколько, то имеет смысл использовать их как генералов) и принцессам. Продолжение королевского рода в MTW — это целая проблема, о которой, по традиции, — ниже, в руководстве по стратегии.
Основные отличия Medieval от Shogun:
— Графика обработана напильником.
— Зверски увеличилось количество юнитов, а заодно и дерево зданий. Появились корабли, пушки, катапульты, требюше и многое другое.
— Усложнились взаимоотношения между странами. Аналогов Папы и многих других религиозных заморочек в “Сегуне” однозначно не было.
— Появились принцессы и династические браки.
— У монархов и генералов появились добродетели и пороки — о них ниже.
Пожалуй, все.
Вы играете, передвигаете юниты, контролируете строительство зданий и тренировку отрядов, следите за лояльностью генералов и подданных, рассылаете эмиссаров в погоне за принцессами, жените принцесс, занимаетесь шпионажем... Уфф.
Бой начинается, когда вы вступаете в провинцию, занятую врагом (если он не решит покинуть ее). В этом случае вы — нападающая сторона. Если противник атаковал вашу провинцию, то вы либо убегаете, либо обороняетесь. Бой может произойти и во время осады крепости — я говорю о штурме.
Далее речь пойдет о генералах, армии и боях.

2. Трактат о генералах

Генералы — это кровь и плоть ваших армий. Они выделяются из армии, но генералом также может стать принц (и это часто бывает очень желательно). Под их командованием войска идут в бой и побеждают. Или не побеждают. Хороший прокачанный генерал с прекрасным набором добродетелей может значительно усилить армию под своим командованием. А плохой, негодный генерал, трус и продажная шкурка не принесет ничего, кроме вреда. Таких ренегатов мы бросаем на периферию, на амбразуры или по-тихому убираем. Отличившиеся генералы (а лучше — хозяйственные!) вполне заслуживают того, чтобы владеть провинцией и, как следствие, приносить вам изрядный доход. Кстати, не корысти ради, а информации для: генералы бессмертны. В смысле, от старости не умирают, в отличие от королей.
Что же такого есть в генералах, отчего они так полезны?

Имя. Оно, естественно, ни на что не влияет. Если вы будете играть за русских (а я уверен, что вы будете :)), то морально готовьтесь к именам вроде Чорт, Болда или Курица. Эти древние русичи были такими затейниками!
Морда лица. Гораздо легче любить преданного генерала или ненавидеть противного, когда видишь перед собой его физиономию.
Количество людей в его армии. Просто для справки.
Далее следуют пять очень важных характеристик.
Лояльность. Чрезвычайно важный момент — если лояльность генерала низка, есть возможность того, что он поднимет восстание и, соответственно, станет вашим врагом. Лояльность зависит от многих факторов, из которых не последнее место занимает страна, за которую вы играете. Лояльность можно повысить, дав генералу титул и провинцию (обратное действие дает обратный эффект). Также ее можно повысить, женив генерала на принцессе.
Набожность. Высоконабожный генерал понизит вероятность религиозных волнений в своей провинции. Генерал-христианин с высокой набожностью может выдержать такую суровую проверку инквизиторов, от которой генерал-атеист превратился бы в невзрачные угольки.
Устрашение. Страшный генерал уменьшит охоту крестьян бунтовать. Чтобы развить это свойство, истребляйте захваченных генералом в плен повстанцев. Но устрашение также уменьшает счастье провинции, поэтому с этим важно не переборщить.
Управление. Оно же — уровень генерала. Высокая степень управления дает бонус генеральским войскам.
Сообразительность. Сообразительный генерал будет собирать больше налогов с провинции.
Кроме этих качеств, каждый генерал со временем обзаводится целым набором так называемых добродетелей и пороков — каждое такое свойство влияет на определенные его черты в большой степени — отсюда следует, что свою воинскую элиту нужно постоянно контролировать, знать каждого генерала в лицо и посматривать за его личной жизнью. Опаснее всего пороки трусости (таких генералов лучше сразу отстранять от командования), пьянства (этих тоже) и гордыни или шпионажа (от таких генералов можно ожидать любой подлянки). Иногда эти черты характера появляются самостоятельно. Иногда они — следствие ваших и генеральских действий.
Описать здесь все добродетели и пороки я не могу, поскольку их больше ста. Но все они подразделяются на группы, в которых одно и то же качество разнится в силе (например, в градации: “любитель вина, выпивоха, пьяница, алкаш”) и в скрытности/открытости тайного порока. Основные направления этих свойств и черт можно проследить. Вот они.
Воин (сильный, могучий и т.п.) — увеличивает здоровье генерала, то есть его становится труднее убить в бою. Более высокие значения увеличивают еще и мужество отрядов (valor).
Лидер. Увеличивает боевой дух и лояльность. Крайний вариант увеличивает еще и счастье провинции. Харизма, панимаешь!
Уродство. Это могут быть полученные в бою шрамы, культи и тому подобные неприятные вещи. Увеличивают страх, но уменьшают здоровье. Совсем уж жуткие болезненные шрамы уменьшают мужество, а это означает штрафы к боевым свойствам отрядов.
Трусость. Минимум это “несмелость” со штрафом в две единицы боевого духа. Максимум — “трус” — минус девять единиц боевого духа. Иногда уменьшается и мужество, следуют штрафы. Трусов нельзя терпеть в армии. Проблема осложняется тем, что когда хороший генерал бежит с поля боя против превосходящих сил противника, ему также записывается трусость, даже если он бьется с сотней против пятисот. Вот ведь какая загогулина получается.
Побывавший в плену. Это может быть просто пленник, пленник, которого пытали, а то и покалечили. Он внушает солдатам страх перед ужасами плена, и они преисполняются храбрости. Следствие — плюс три, шесть и девять единиц боевого духа соответственно. Это хорошо, но проблема в том, что ему становится труднее командовать своими солдатами. Дается штраф к власти в размере одной, двух и трех единиц.
Параноик. Боится, как бы его не убили ассассины. Из-за нервов страдает здоровье, слегка — мужество солдат. Но увеличивается сообразительность, поэтому нервных иногда бывает неплохо назначать губернаторами. Совсем уж конченый параноик внушает страх и теряет веру.
Выживший в покушении. Забрасывает дела провинции (минуса к сообразительности) и начинает муштровать солдат и часовых (плюсы к мужеству). Крайний случай может уменьшить счастье провинции. Но только крайний.
Тяжелый на руку. Грозный судья и палач. Внушает страх и часто теряет веру.
Поговоривший с инквизитором и выживший. Приобретает веру, начинает молиться и делать добро. Страх у паствы перед таким набожным генералом пропадает.
Сильный и здоровый (в различных градациях). Такого трудно убить, поэтому он приобретает особый бонус в мужестве перед убийцами.
Джеймс Бонд. Информанты, сеть агентуры, все дела. Приобретает интересное свойство быстро вычислять шпионов. Но лояльность страдает. И народ не становится счастливее, когда кругом шпионы кардинала. А если он и сам занимается тайными убийствами... берегитесь!
Любитель атаковать. Плюсы, если это атакующее сражение. Градации.
Умелый защитник. То же самое, но в защите.
Опытный “осадник”. Уменьшает количество лет, в течение которых он осаждает крепости. Здесь и ниже к каждому свойству — примерно три-четыре градации.
Опытный защитник крепостей. То же самое, но тут наоборот — осада затягивается, когда обороной руководит такой умелец.
“Суворов”. В смысле, знает, как воевать не числом, а уменьем. При ситуации атаки, когда врагов больше, появляются бонусы к власти.
“Суворов защищающийся”. Тут уже идет защита с меньшими силами. Плюсы к власти, когда врагов больше.
Плохой, негодный атакующий. Штрафы к атаке.
Кошмарный защитник. Штрафы к защите.
Слабый обороняющий крепости. Минуса к годам обороны.
Слабый осаждающий. Затягивает осады.
“Анти-Суворов”. Ну, вы поняли. Когда врагов много, он пугается и теряет способность внятно отдавать приказы.
“Анти-Суворов” в защите. Ну, это тоже совершенно понятно.
Часто отступающий. Похож на труса, но в этом случае страдает не только боевой дух, но и лояльность вам. Гнать в шею.
Кровожадный и беспощадный. Прибавляет страха, но уменьшает боевой дух, как это ни странно. Совсем уж запущенные случаи лишают генерала части его веры.
Милосердный. Тут случай противоположный. Увеличивается счастье и уменьшается страх.
Жестокий судья. Казнит без разбора, иногда даже кидает кости при выносе приговора. Нагоняет страху, уменьшает счастье.
Тиран. Сеет страх и печаль в народе.
Принципиальный. Чтобы его подкупить, надо больше денег — от 50% до 200% в тяжелых случаях.
Морально гибкий. Уменьшается сумма, необходимая для подкупа. “Деньги его очень сильно мотивируют — по крайней мере, так утверждает новый владелец его бабушки”. 8)
С генералами покончили. Давайте уж до конца добьем тему добродетелей и пороков — поговорим о вассалах/управителях. Кроме них, еще и монархи могут иметь особые, свойственные только им черты, которые сказываются обычно на всем государстве (а не только на одной провинции, как в случае с просто титулами).
Строитель. Программы застройки приносят лояльность и счастье народа.
Хороший аграрий. Счастье и десяти-тридцатипроцентное увеличение прибыли с ферм.
Плохой аграрий. Штрафы к счастью и уменьшающиеся прибыли с ферм.
Торговец. Прибыль с торговли плюс счастье.
Сомнительная бухгалтерия. Или просто воровство. Большие минуса к прибыли. Средние минуса к счастью. Те же проблемы возникают, когда человек стремится к излишествам в духе Людовиков. Не приносят прибыли также попытки пропихнуть на сытые места своих родственников aka кумовство.
Артистизм и склонность к искусствам. Это ни к чему. Минуса к прибылям. Зачастую — солидные.
Глубокая религиозность. Опять минуса. Что же это творится, товарищи? Уже и в церковь стало нельзя сходить?
Необоснованная щедрость. Минуса.
Склонность к философии. Минуса.
Игрок в азартные игры. Минуса.
Коррупционер. Минуса.
Религиозный фанатик. Всех строит и заставляет верить. Иногда даже слегка пугает. Когда он тихо верует, то просто повышает свою набожность, не влияя на остальных.
Убедительный. Такой лучше соображает и убедительнее верит в бога.
Еретик. ОЧЕНЬ серьезные минуса к вере и проблемы с религиозными войнами. Встреча с высокоуровневым инквизитором может закончиться для него фатально.
Честность. Плюсы к лояльности — такому рады служить солдаты, у коих повышается боевой дух. Правда, излишняя честность может помешать в делах — минус к сообразительности.
Лояльность. Народ млеет от неизбывного счастья — служить такому человеку.
Образованность. Сообразительный и крепко держит в руках солдат. Правда, излишние размышления вредно сказываются на вере.
Благотворительность. Счастье и вера.
Пьянство. Это очень плохо. Сплошные минуса к власти, сообразительности и потом — здоровью.
Любитель земных радостей. У таких возникают проблемы с мужеством солдат, а иногда и со счастьем подданных.
Жадина. Хорошо ведет дела (сообразительность), но народ недоволен. Народ ведь тоже жадный!
Завистливый. Таких не любят генералы, и таких боятся подданные: а ну как из зависти отнимет титул и земли?
Извращенец. Любитель юношей и членов своей семьи. Влияет ТОЛЬКО на веру.
Гордец. Проблемы с командованием и сообразительностью, но мужества не занимать.
Лентяй. Плохо делает дела, плохо командует.
Тяжелый характер. Пугает. Но, опасаясь высочайшего гнева, солдаты подтягиваются и делаются мужественнее.
Уфф... Теперь перейдем от теории к практике.

3. Армии, сражения и тактика

Тактика будет описываться, исходя из того предположения, что вы освоили управление войсками в туториале!

Война! Враг вторгся в вашу провинцию (или наоборот). Вы выбрали драться, и тактическая карта загрузилась. Вот здесь начинается самое интересное.
Как вы уже наверняка заметили, видов войск в игре много, и все они — разные. Вы думаете, это просто так сделано, и особой разницы между ними нет? Ан нет! Разница довольно существенна, и ключ к победе заключается в том, чтобы правильно и аккуратно использовать те войска, что у вас есть.
Одно дело — читать описания, и совсем другое — увидеть все собственными глазами. Вашему вниманию представлены записи нескольких наиболее показательных битв, которые я провел, играя за англичан. Кроме этого, я записал прохождения всех трех исторических битв игры — битва при Гастингсе, на мосту Стирлинг и сражение при Баннокберне. Исторические сражения настоятельно рекомендую к просмотру.
Вы обнаружите файлы, отправившись по этому адресу
48Kb
Армии могут различаться коренным образом: по скорости, силе атаки, штурму, способности обороняться, боевому духу, броне и множеству разных вещей. Каждый отряд имеет свои плюсы и минусы. Многие имеют бонусы или штрафы к определенному типу войск противника. Но об этом — чуть позже, а пока — основные принципы боя.

Размер имеет значение

Можно воевать и числом. Если у вас два отряда робких крестьян против пяти отрядов суровых викингов с обгрызенными щитами, то никакие чудеса тактики не помогут вам выиграть этот бой или даже свести его вничью. С другой стороны, если у вас пятьсот тяжелых рыцарей, а вы сражаетесь против жалкой горстки шотландцев, то особых проблем не возникнет даже у заядлого казуала, привыкшего к танковым рашам.
Но если размеры армий приблизительно одинаковы (а таких боев будет больше всего), то тут как никогда может пригодиться грамотная тактика.

Лучше гор могут быть только...

...горы, занятые вашими войсками. Рельеф поля боя — это ключ к победе. Холмистые и гористые районы легко оборонять и тяжело штурмовать. Те отряды, которые находятся на вершинах холмов, имеют сильное преимущество перед теми, кто расположился в низине.
Во-первых, атакующие устанут, пока будут подниматься на холм, и станут легкой добычей войск, отдохнувших на вершине.
Во-вторых, штурм (наскок, charge) сверху вниз на крутом склоне холма обладает неимоверным бонусом. Лучниками (они традиционно слабы в рукопашной), сбегающими с холма, реально снести отряд копейщиков или даже городского ополчения. К слову о лучниках — обстрел вражеских отрядов с холма намного удобнее и выгоднее, чем обстрел на равнине или в гору. Вы еще сомневаетесь? Занимайте оборону на холмах и не сомневайтесь — так поступали еще в глубокой древности.
С другой стороны, если вам надо захватить провинцию (обычно по истечении получаса нападающим засчитывается поражение, если они не обратили защитников в бегство), а враг (с лучниками или даже без них) удобно устроился на холме, то у вас — неприятности. Больших потерь при штурме не избежать. Но можно их снизить, если окружить холм и атаковать сразу с нескольких сторон. Если холм большой и пологий, можно взобраться на него с дальнего края и, таким образом, атаковать по ровной земле, ликвидировав или снизив преимущество защитников в высоте. Можно попытаться выманить их ложным отступлением, хотя не факт, что они поведутся на эту уловку.
Отсюда следует вывод: если вы заняли холм и не хотите, чтобы вас окружили — используйте несовершенство игры: занимайте гору на краю карты. В этом случае атаковать вас неприятель сможет только в лоб.

Помните сказку о венике?

В ней сыновья безуспешно пытались
сломать веник сразу, а умный дед разломал его по прутику. Так же и здесь — если вы будете атаковать врага отряд за отрядом, можете считать себя проигравшим. Запомните правило: атаковать лучше большой массой и одновременно, а разбивать врага лучше по частям. Отсюда следует естественный вывод: стройте полки в один, максимум два ряда, но никогда — больше. Иначе в бой будут вступать последовательно один ряд за другим, и более напористый противник опрокинет их один за другим — таким образом, даже обладая превосходящими силами, вы сможете вырвать поражение из рук победы.
Во многих случаях, когда отрядов не особо много, можно строить их в один ряд. Так достигается наибольшее количество вступающих в бой одновременно солдат. Когда же войск много и выставить на позицию всех не получается из-за тесноты, ставьте их в два ряда. Слабые отряды лучше ставить позади сильных. Если сильные победят — хорошо. Если сильные дрогнут — слабые атакуют измотанного боем противника. Под слабыми отрядами я подразумеваю главным образом крестьян, а под сильными — сержантов, пеших рыцарей и т.п., вплоть до городского ополчения.
Кстати, лучников всегда надо ставить ПЕРЕД основными отрядами, особенно в обороне. Они обстреляют врага, а когда он подойдет близко — отступят, а ослабленного обстрелом противника атакует пехота, направленная вперед вашей железной мышой.

Генерал — не только ценный бонус

Генералы — это не только командующие. Это не только “талисманы” войск, приносящие им счастье. Это еще и суперсолдаты на поле боя. Даже самый завалящий генералишко (у которого нет ни одной добродетели и ни одного порока) стоит четверых солдат. Более высокий “звездный” уровень генерала прибавляет им здоровья по одной единице за звезду. Принцам считайте еще четыре хита, королям — шесть. Если у генерала есть добродетель, повышающая его здоровье, то посчитайте и ее.
Отсюда правило: если вы хотите во что бы то ни стало убить вражеского генерала или короля, направьте на него как можно больше отрядов. На случай, если он побежит, преградите ему путь заранее. Но даже тогда нет гарантии, что вы его удержите и добьете.

Тонкости со стрелами

В умелых руках толпа лучников — это страшная сила. Особенно если эта толпа лучников стоит на горе и
обстреливает подступающего врага. Да, когда враг заберется на гору, то порвет этих лучников на британский флаг, но ведь до этого момента еще надо дожить, верно? Лучники делают все, чтобы враг не дожил.
Если противник идет единым строем, то тут все понятно — пусть стреляют в тех, кто ближе, а там на кого бог пошлет. Если же рядов больше, чем один — например, три — то лучше обстреливать сначала первый отряд, как самый близкий, а потом средний, когда он окажется в зоне досягаемости.
Недолетевшие и перелетевшие стрелы в этом случае не будут пропадать втуне — они лягут в передний и задний отряд. Если по какой-то причине враги скучились (например, на мосту), то это просто находка для вас — стреляйте в самый центр, стрелы сами найдут свои жертвы.
Еще одно правило. Допустим, слева на вас идут бронированные рыцари, а справа — голозадые норманны. Кого лучше обстрелять? Ответ очевиден — норманнов, потому что тогда их количество реально уменьшить на ощутимую величину, в то время как от брони рыцарей стрелы будут элементарно отскакивать.
Если же у вас не лучники, а арбалетчики, то можно и подумать — арбалетные болты обладают бронебойностью.
В случае арбалетов, а также если же вы уже изобрели примитивное огнестрельное оружие, учтите — ребята с аркебузами стреляют только по прямой (по настильной траектории), но никогда — навесом (по параболе). В дождь аркебузы не функционируют. А вывод здесь такой: если у врага много огнестрельного оружия, выбирайте дождливый день для атаки.
Кстати, под дождем и лучники не очень комфортно себя чувствуют. Но терпят.

Защитники, в атаку!

Возможно, вы не знаете, что такое “откат”. Когда-то и я этого не знал, пока не побродил по сегунским сайтам — там я это выяснил и теперь поделюсь этим сокровенным знанием с вами. Если вы смотрели фильмы с масштабными батальными сценами древности (например, “Мумия-2”), то наверняка не раз видели, как две противоборствующих армии бегут навстречу друг другу, сшибаются и смешиваются. А вот в фильме “Властелин колец” в битве под вулканом все происходит по-другому: орки бегут толпой на эльфов-мечников, а те спокойно стоят на месте. Первое — правильно, второе — нет.
Почему? Объясняю. Если враг нападет на ваш отряд, а вы будете стоять на месте и ждать, то ваши первые ряды под давлением врага будут вынуждены податься назад. Задние ряды, стремясь выровнять строй, также вынужденно отойдут назад и не вступят в бой вовремя. Это и называется “откатом”. Мало подвержены откату копьеносцы и пикинеры (но тоже не всякие). Очень сильно подвержены откату лучники.
Вещь это вредная, и приводит к ненужным жертвам среди вашего отряда, поэтому ее надо избегать. Но как? А так, как описано выше — то есть бежать навстречу врагу и атаковать его. В этом случае отряды сшибутся, а значит, атакующие не получат преимущества. Но когда отправлять отряд в атаку? Естественно, нет смысла бежать к врагу через половину карты. Достаточно сняться с места и побежать, когда враг уже приближается и перешел от простого шага/бега к атаке. Как же отличить атакующего врага от просто бегущего? Элементарно — атакующие ускоряют шаг, выставляют вперед копья, мечи, топоры и иногда начинают кричать.
Не давайте своим армиям спокойно стоять и ждать, пока их порвут. Командуйте атаку! И вы всех порвете.

Правильное построение

Люблю, когда построение правильное, и ненавижу, когда оно неправильное. Универсальное построение выглядит следующим образом.
Выстраивать войска лучше в длинные линии. Идеальная глубина построения одного отряда — три-четыре ряда. Можно меньше, если существует напряженка с количеством войск. Можно больше, если отряды теснятся на узком пятачке.
Впереди — лучники и другие “дистанционные” юниты. Это нужно для того, чтобы избежать попадания в своих aka friendly fire. Если заранее известно, что у противника много лучников, то своим лучникам можно сразу приказать встать разреженным строем.
Позади — пехота. Достаточно близко позади. Когда враг будет подбегать к лучникам, они отпрянут назад, а вместо них противник неожиданно наткнется на свежую, радостно бегущую ему навстречу пехоту. Сюрприз!
Конницу лучше держать на флангах (зачем — об этом я расскажу ниже). Сзади — бессмысленно. Спереди — тоже бессмысленно. Конных стрелков можно посылать вперед — беспокоить врага огнем. Тяжелую конницу лучше строить клином. Легкую — обычным строем.
Учтите, что близость полководца действует на отряды воодушевляюще.
Если есть возможность окружить врага, можно выстроить отряды не просто в длинные линии, а слегка загнуть их края вперед. Это облегчит задачу окружения.
Если вы — атакующая сторона, то перед началом боя вы не можете напрямую разместить свои войска на местности. Но вы можете выбрать построение из нескольких вариантов, щелкая правой кнопкой мыши по маленькому щиту слева внизу. Приводить отряды в порядок придется уже после начала боя.
Подсказка: по возможности избегайте крутых скал и строений — как при построении, так и в бою. Отряды имеют тенденцию неприятно застревать в таких местах.
 
Правильный состав армии

Не всегда вы сможете бросать в бой армию вашей мечты, но основные понятия об идеально сбалансированной армии я вам все-таки дам. Итак, идеальная армия содержит...
Обязательно:

Три-четыре отряда лучников (большее количество будет сложно разместить на позиции).
— Три-четыре отряда средней пехоты. Это будет костяк, скелет, хребет вашей армии. Желательны какая-никакая броня и бонусы против брони врага. Не обязательно это будут одинаковые отряды — лучше даже наоборот.
— Отряды поддержки (штанов) — примерно два отряда крестьян или ополчения.
— Один-два отряда легкой кавалерии (вроде хобилар). Окружение, преследование, истребление — это их основная задача.
Необязательно:

Один-два отряда тяжелой пехоты вроде рыцарей. Их можно бросать на особо сложные участки боя. Свиньей.
— Огнестрельная пехота. Может помочь. Но обожествлять их не следует. Не больше двух отрядов, иначе будут только мешаться.
— Арбалетчики. То же самое.
— Конные стрелки. Могут слегка потрепать врага за шкирку издали. Особой пользы не принесут, но их можно использовать для преследования.
— Суперотряды. Это могут быть гашишины (для обстрела издали), суровые негры-телохранители — для прорывов, нафта — для забрасывания врага гранатами. Особенно рекомендую пару отрядов нафта. Они, правда, мусульмане.
— Артиллерию добавить по вкусу. Использовать для выноса вражеского генерала. Напомню, что для осад артиллерия — не роскошь, а осознанная необходимость.

Устройте им сталинградский котел

Окружение врага — это прямой путь к победе. Даже крестьяне, окружившие зверских горцев или викингов, имеют все шансы на победу.
Естественно, нельзя допускать окружения ваших войск. Поэтому не ставьте очень слабые отряды на фланги — лучше ставить их равномерно вперемешку. Если вам
нужно окружить и быстро разбить сражающийся с вами отряд противника, посмотрите, как это будет лучше сделать.
Из иллюстрации видно, что если атаковать отряд с фланга, то в соприкосновение с вашими силами войдут только те бойцы, что находятся на этих флангах. Спору нет, даже атака с флангов негативно скажется на боевом духе врага, и его можно будет обратить в бегство. Но гораздо лучше пройти чуть дальше, зайти врагу за спину и атаковать с тыла. Такая атака обладает просто опустошающим эффектом — враг мгновенно теряет голову и бросается в бегство. Если ваши ряды плотны, то зачастую пробиться через них не удается никому.

Применение конницы и верблюдицы

Конница бывает разная, соответственно, применять ее нужно тоже по-разному. Элитную тяжелую кавалерию вроде закованных в латы рыцарей или византийских катафрактариев можно смело бросать в сражение как основную ударную силу — тут важно только не напороться на копейщиков или пикейщиков, которым очень часто бывает все равно, тяжелая конница их атакует или легкая. Легкие стрелки на конях или верблюдах используются для обстрела врага издали и его изматывания. Пехота ничего не сможет сделать с быстрыми конными лучниками, которые используют тактику “hit and run”. Правда,

Источник: http://www.lki.ru

Категория: M | Добавил: GamerZone (07.05.2009) | Автор: www.gamer-zone.ru
Просмотров: 802

GamerZone: магазин виртуальных развлечений.